“И ПТИЧКА ВЫЛЕТАЕТ…”

(Студенты и преподаватели, ун-т Конкордия, Портленд, Орегон, США)

ПРО ФОТОГРАФИИ В СЕТИ
Раз уж зашел в группе Геофака (https://www.facebook.com/groups/1369469529736094/) разговор об авторстве фотографий, то решусь сказать об этом пару слов (нижеследующее категорически не претендует на обзор или анализ, это исключительно как сиюминутный частный комментарий для нашей сугубо камеральной дискуссии). 

Во-первых, авторское право, равно как и приличия, связанные с его соблюдением, — это святое. Именно поэтому указание первоисточника при перепостах в группе Геофака является обязательным правилом, а какие-либо аргументы против этого и ссылки на то, что, мол, некоторые современные каналы “проглатывают” эту возможность, смехотворны и никогда не могут являться оправданием плагиата. 

С фотографиями дело и проще, и сложнее. Проще в том, что формально авторство по умолчанию всегда принадлежит автору снимка, но простота ситуации и в том, что эти авторские права столь же по умолчанию постоянно (отнюдь не всегда по злому умыслу) нарушаются как физическими (хаотично и бессистемно), так и юридическими (прописано в пользовательском соглашении мелким шрифтом) лицами. Сложнее — в том, что аспект авторства всегда должен рассматриваться в контексте ситуации, а вот здесь и требуются оговорки.

Когда я выезжаю со студентами в полевой класс, то к моменту его завершения, когда все сбиваются в кучу для прощальной фотографии, я снимаю группу товарищей не только своим аппаратом, но оказываюсь обвешен двумя десятками чужих, а во всех карманах у меня еще и напиханы кучи телефонов; и всем этим мне надо снять, что я и делаю под смех и комментарии честнОй компании, которой скучно просто так сидеть и ждать, пока я поочередно меняю все эти “девайсы”. Потом эти фотки сотнями разлетаются по сайтам, группам и страницам. Кто автор: владелец аппарата или я, который им снимал? В подобных ситуациях никто этим не озадачивается, а я железно требую от студентов соблюдения совсем другого строжайшего правила, действующего во время полевых практик — категорически не использовать потом кадры, на которых хотя бы кто-то выглядит вопиюще неудачно. (В моем устном комментарии к этому правилу перед началом класса это звучит примерно так: “Фотография должна быть комплиментом тому, кто на ней изображен, остальное должно безжалостно стираться”.)

Есть и еще один аспект, который забавно-парадоксальным образом делает разговор об авторских правах не самым важным. Формально никто не имеет права публиковать фотографию без письменного (!) разрешения каждого из тех, кто на ней изображен (снимать местных жителей, когда они это видят, не спросив согласия, я вообще за пределами США не разрешаю). Более того, если в кадре с группой лиц оказывается чья-либо узнаваемая собственность (дом на заднем плане, машина с видимым номерным знаком, особый велосипед или даже рюкзак с частным логотипом и пр.), фотографу формально потребуется письменное (!) согласие владельца этой собственности на публикацию (иначе могут засудить); место, где сделан снимок, тоже может накладывать свои дополнительные ограничения. Каждому профессиональному фотографу, работающему для коммерческих изданий, приходится иметь с этим дело, что превращается в самостоятельную часть работы помимо съемки как таковой (про это написаны тысячи страниц, а если решите почитать, то обратите особое внимание на этику съемки туристами местных жителей). Но часто ли мы озадачиваемся подобным? И реально ли это? (Работая в Штатах, я вынужден про это думать, и соответствующее согласие участника поездки заранее прописано в документе, который каждый подписывает перед выездом в поле).

Хронически сам отсутствуя на собственных фотографиях в поездках со студентами, я порой прошу кого-то снять конкретный эпизод, но при этом даю свой аппарат, сам выставляю параметры скоростной (много кадров в секунду) съемки и объясняю как снять, чтобы выбрать потом нужное для стенгазеты или объявления о следующем семестре. В таких случаях я спокойно оставляю авторство за собой (но и это оговорено в документах, являющихся частью оформления участника полевого класса — Америка…). Если же кто-то специально снял эпизод со мной, а потом передал мне фотографии, я указываю на них имя автора как, например, здесь:

(Австралия, оз. Харт, соль)


Разговор о деталях съемки, ситуаций и пр. можно продолжать, но проще обратить внимание на несколько ключевых моментов:
*а- если аспект авторства важен, подписывайте свои фотки. Мне, например, он в 99% случаев совершенно не важен, но у меня правило — подписывать все фотографии, выставляемые на Интернет (без размышлений, это просто рутина и привычка, как мытье рук перед едой); аппликации телефонов позволяют делать это за 3 сек.
*b- если вам повезло сделать “снимок вашей жизни” и вы чувствуете, что он особый, или может представлять коммерческий интерес, то лучше не спешить с публикацией и все дважды обдумать, прежде чем вывешивать его. В этом случае подпись обязательна, а выпускать стоит лишь копию минимального формата (т.е. для информации, но не для последующего бесконтрольного использования) и уж конечно не на сайте, который автоматически присваивает себе авторские права.
*с- Бывают ситуации, когда публиковать надо, а авторство на снимке неуместно, — на некоторых сайтах (не везде) снимки можно опубликовать без правого клика мышки (т.е. без возможности спасти картинку), но это предотвратит копирование лишь рядовым зрителем, а любой “злоумышленник” в случае необходимости с легкостью обойдет этот запрет.
*d- Публикуя фото, спокойнее делать это с пониманием того, что оно мгновенно уйдет от вас неведомыми путями, и вы уже не сможете этого контролировать; надо быть к этому готовым.
*е- Авторство часто — не главный аспект, потому как метаданные (в частности — где и когда снято) часто важнее, а, следовательно, нередко требуют удаления.

Вывод: я лично никогда не публикую то, чем не готов поделиться СО ВСЕМИ и заранее думаю о том, какую информацию о данной фотографии я готов выпустить в мир для последующего бесконтрольного использования. Ну а главное — стараюсь никогда не публиковать того, что может кого-либо обидеть.

***

Author: Sergei A. Polozov

www.sergeipolozov.com

%d bloggers like this: